Розробки уроків



Урок-деловая игра
по русскому языку в 8 классе


Тема. Второстепенные члены предложения". (Обобщение материала по теме "Второстепенные члены предложения")

Цель: обощить и систематизировать теоретические и практическиеп знания учащихся о второстепенных членах предложения; проверить степень усвоения и понимания материала; совершенствовать учебно-языковые, правописные и речевые умения и навыки; продолжать формировать умение определять распространенные и нераспространенные предложения; закреплять навыки постановки дефиса при приложении; развивать внимание, сосредоточенность, умение работать в коллективе, умение анализировать свою работу и работу одноклассникеов; воспитывать интерес к родному языку, речевую культуру, честность, порядочность.

Оборудование: сигнальные карточки, карточки с заданиями, банковские счета.


ХОД УРОКА

І. Организационный момент. Сообщение темы, цели и задачи урока

У ч и т е л ь. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить важные вопросы. В частности, нас искренне приветствует компания "Второстепенные члены предложения". Конечно же, вы поняли, то урок мы проведем в виде деловой игры, а именно: у нас будет заседание бизнес-клуба.
Уважаемые господа, приветствую вас, новое поколение начинающих бизнесменов, на заседании бизнес-клуба, которое состоится в гостях у компании "Второстепенные члены предложения". Прошу вас всех внимательно вести деловые записи, быть честными и порядочными при выставлении заработанных баллов, как того требует этикет бизнесмена. А кто скажет, что такое бизнес? (Любой вид предпринимательской деятельности, который дает прибыль.)
Позвольте вас познакомить с "Памяткой для начинающего бизнесмена". (Обращение к висящему на доске плакату.)

Памятка

1.     Досконально и всесторонне изучи дело.
2.     Воспитывай в себе лучшие человеческие качества: честность, порядочность, аккуратность.
3.     Расширяй свій собственный кругозор.
4.     Учись грамотно и дружелюбно общаться, работать энергично, творчески.
У ч и т е л ь. Вы все на прошлом уроке были разделены на команды по 6 человек в каждой.
Обратите внимание на банковские счета.




Банковский счет

п/п
Должность
Фамилия, имя
Баллы
Итог
баллов
Оценка
Аукцион
знаний
Цифровой диктант
Второстепенные члены
Словарный диктант
Синтаксический разбор
Перевод
1.      
Президент









2.      
Секретарь









3.      
Бухгалтер









4.      
Счетовод









5.      
Докладчик









6.      
Помощник джокладчика










Итог баллов команды


Учитель. Вам необходимо напротив обозначенных в счете должностей записать фамилии, т.е. распределить роли. В банковские счета секретарь вносит баллы, заработанные во время игры, напротив фамилии соответствующего учащегося. Чтобы начать предпринимательскую деятельность, вам  надо заработать как можно больше баллов, которые вы и будете финансировать и честно распределять заработанное. Победителем окажется та команда, которая больше всего на свій счет положит баллов. А баллы вы будете зарабатывать благодаря своим знаниям темы "Второстепенные члены предложения".
Учитель предлагает ученикам определить цель урока (предварительно записать её на доске).
Итак, за товторение каких тем вы сегодня на уроке получите баллы?




ІІ. Актуализация опорных знаний, умений и навыков

1.     Внимание! Внимание! Начинаем "Аукцион знаний". Отвечает тот, кто первым поднимет сигнальную карточку. За правильный ответ – 1 балл.

§  рассказать все о дополнении;
§  рассказать все об определении;
§  что вы знаете о приложении?
§  рассказать все об обстоятельстве;
§  какие предложения называются распространенными и нераспространенными?
2.     У нас в гостях фирма "Синтаксис", которая предлагает цифровой диктант (запись в тетрадь). Кстати, фирма предлагает задания на примерах предложений, взятых из поэзии А.С.Пушкина, как вы думаете, почету? (Творчество Пушкина параллельно изучается на уроках литературы.) Итак, вам надо определить распространенные и нераспространенные предложения и номера предложений записать в нужную колонку. За каждую правильно определенную цифру – 0,5 б.
1.     Я сед и стар.
2.     Я слезы лью.
3.     Ты хочешь, милый друг, узнать?
4.     Погасло дневное светило.
5.     Приветствую тебя, свободный океан.
6.     Прощай, свободная стихия!
7.     Клянусь утренней звездой.
8.     Храни меня, мой талисман.
9.     Друзья мои, прекрасен наш союз.
10.           Восстань, пророк, и виждь, и внемли.

(Верная запись:
Р. 2, 5, 7, 8, 9.
Н. 1, 3, 4, 6,10)

Происходит обмен тетрадями, взаимопровека, подсчет и  запись баллов. Высший балл – 5.
3.     Следующее задание от компании "Второстепенные члены предложения" находится на карточке №1. Выполнение задания.

Карточка №1
Выпиши из предложений дополнение, определи вид и чем выражены.
1.     Я и судьбу благословил.
2.     Молю святое провиденье.
3.     Но правдой он привлек.
4.     Я исполнен сладкою тоской.
Выпиши из предложений определения, определен их вид и чем выражены.
1.     В сто цветов платок на плечи брошен.
2.     Последние листі уж роща отряхает.
3.     Будит лай собак уснувшие дубраы.
4.     Рябины рдела гроздь.
Выпиши из предложений все обстоятельства, определи их вид и чем выражены.
1.     Легко и радостно играет в сердце кровь.
2.     Ты небо недавно кругом облегала.
Взаимопроверка, за каждый верно определенный член предложения – о,5 балла (максимум – 6 баллов).
(Ответы: судьбу (прям., сущ.); провиденье (прям., сущ.); правдой (косв., сущ.); тоской (косв., сущ.); в сто цветов (несогл., недел. словосоч.); последние (согл., прилаг.); уснувшие (согл., прич.); рябины (несогл., сущ.); легко и радостно (обр. действия, нареч.); в сердце (место, сущ.); недавно (время, нареч.); кругом (место, нареч.).

Проводится подсчет и запись баллов.

4.     Фирма "Синтаксис" предлагает полный синтаксический разбор предложений – карточка №2. К доске для разбора вызываются два ученика.

Карточка №2
Сделай полный синтаксический разбор предложения.
Ты издавала таинственный гром и алчную землю поила дождем.

Карточка №2
Орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне.

Производится взаимопроверка. Высший балл- 5.
5.       Следующее задание от фирмы "Приложение". Но вначале "Аукцмон знаний", за правильный ответ – 1 балл.
§  Когда при приложении ставится дефис?
§  Когда дефис не ставится?
Письменное задание – словарный диктант. Два ученика выполняют задание у доски.

Словарный диктант

Насекомые-вредители, ковер-самолет, акробат-жонглер, художник-самоучка, гигант бегемот, Киев-город, река Днепр, Иван-царевич, дерево баобаб, бабочка-капустница, гражданин судья, инженер-строитель.

Взаимопроверка: максимально – 5 баллов (0 ошибок); 4 балла (1-2 ошибки); 3 балла (3-4 ошибки); 2 балла (5 ошибок); 1 балл (6 ошибок); юольше 6 ошибок – 0 баллов.

6.     Следующее задание от фирмы "лингвист" находится на карточке №3.

Карточка №3
Переведи с украинского языка на русский и переведенное запиши.

На адресу, на замовлення, на захист, згідно з законом, за два кроки, за будь-якої погоди, о сьомій годині, українською мовою, протягом дня, щодженно, цілодобово, прибуток.

Перевод: в адрес, по заказу, в защиту, по закону, в двух шагах, при любой погоде, в семь часов, на украинском языке, на протяжении дня, каждый день, круглосуточно, прибыль.

Оценивание: каждое верно переведенное словосочетание оценивается в 0,5 баллов. Наивысший балл – 6.

ІІІ. Оценивание работ на уроке

Подсчет баллов и выставление оценок (с помощью карточки №4). Подведение итогов урока.

Карточка №4
Более 28 б. – 12
От 24-27 б. – 11
От 20-24 б. – 10
От 17-19 б. – 9
От 15-16 б. – 8
От 13-14 б. – 7
От 11-12 б. – 6
От 9-10 б. – 5
От 7-8 б. – 4
От 5-6 б. -3
От 3-4 б. – 2
От 1-2 б. – 1

Определение команды-победителя. Награждение, выставление оценок ученикам.

ІV. Домашнее задание
Написать отзыв о заседании бизнесс-клуба: свои впечатления и размышления, следует ли проводить подобные занятия.




ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ
  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ


ТЕМА. БУКВЫ О И А В КОРНЕ –КОС- - -КАС-

І. Мобилизующий этап
На доске запись: предложить помощь, многолетнее растение, коснуться руки, колючие заросли, прилагать старание, касаться перил.
У ч и т  ел ь. Прочитайте вслух написанные на доске словосочетания. Распределите их на три равные группы по двум признакам одновременно: по составу словосочетаний и орфограмме, которая имеется в главном слове.
Назовите словосочетания, которые вы отнесли к первой группе. обоснуйте свой ответ.
(В первую группу можно отнести словосочетания предложить помощь, прилагать старание. Они состоят из глагола и существительного. В корне –лож- слова предложить пишется безударная гласная о, так как после корня нет гласной а. В корне –лаг- слова прилагать пишется безударная гласная а, так ака после корня есть буква а.)

У ч и т е л ь. Расскажите правило о правописании гласных о-а в корне –лож- - -лаг-. Приведите примеры.
Скажите, какие словосочетания можно отнести ко второй группе? Обоснуйте свой ответ.
(Ко второй группе можно отнести словосочетания многолетнее растение, колючие заросли. Они состоят из существительного и прилагательного. В корне –раст- слова растение пишется безударная гласная а., так как она стоит перед –ст. В корне –рос- слова заросли пишется безударная гласна о, так как она стоит перед –с.)

У ч и т е л ь. Расскажите правило о правописании гласных о-а в корне –раст- - -рос-. Приведите примеры.
Скажите, какие словосочетания можно отнести ко второй группе? Обоснуйте свой ответ.
(Ко второй группе можно отнести словосочетание многолетнее растение, колючие заросли. Они состоят из существительного и прилагательного. В корне –раст- слора растение пишется безударная гласная а, так как она стоит перед –ст. В корне –рос-  слова заросли пишется безударная гласная о, так как она стоит перед –с.)

У ч и т е л ь. Расскажите правило о правописании гласных о-а в корне –раст- - -рос-. Приведите примеры.

ІІ. Формирование учащимися темы и цели урока

Учитель. Назовите оставшиеся словосочетания. Скажите какие буквы и в каких корнях пишутся в их главных словах, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Остались словосочетания касаться руки, коснуться перил. В корне –кас- пишется гласная а. В корне –кос- пишется гласная о. Значит, тема сегодняшнего урока:"Буквы о-а в корне –кос- - -кас-".) (Учитель пишет тему урока на доске.)
Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. В этом вам, помогут слова, написанные на доске.

Цель:
1)    познакомиться с ………………………….;
2)    учиться …………………………………….;
(Цель нашего урока: познакомиться с правописанием а-о в корне –кос- - -кас-; учиться правильно писать слова с этим корнем.)

ІІІ. Изучение нового материала

У ч и т е л ь. Приступим к  реализацыи первой цели. Напишите в столбик слова касаться, коснуться. Поставьте в них ударение. Выделите в каждом слове корень. Объясните значение корня –кос- - -кас-.

(Корень –кос- - -кас- означает дотрагиваться до кого-нибудь или чего-либо; затрагивать что-нибудь в разговоре, в письме; иметь отношение к чему-либо или кому-либо.)

Учитель. Выделите в корне –кос- - -кас- чередующуюся гласную и суффикс в слове касаться
Скажите, в каком случае в корне –кос- - -кас- в безударном положении пишется буква а и в каком – буква о?
(В корне –кос- - -кас- в безударном положении пишется буква а, если после корня стоит суффикс а, и буква о, если этого суффикса нет. – Вывод повторяется учащимися 2-3 раза.
У ч и т е л ь. Прочитайте правило в учебнике. Сравните его с нашим выводом.
Расскажите правило о правописании безударных гласных о-а в корне –кос- - -кас-, приведите свои примеры.

ІV. Закрепление изученного

Упражнение 1
*
1) к..снулось воды, …
*
2) к..сается дна, …
Справка:  прик..снулась к лицу,  к..саюсь стены,  к..сается вопроса,  к..снется всех,  к..сание мяча,  легкое прик..сновение,  к..сить траву,  слегка к..снуться.
У ч и т е л ь. Продолжим работу над целью нашего урока. Прочитайте запись на доске. Сформулируйте к ней своё задание.
(Надо продолжить ряды словосочетаний. В первом ряду написаны словосочетания, в главных словах которых имется гласная о, во втором – гласная а. – Задание выполняется сначала коллективно, затем – индивидуально. Осуществляется проверка.)

У ч и т е л ь. Почему вы не написали словосочетание косить траву?
(В корне –кос- слова косить пишется безударная гласная о, проверяемая ударением. Проверочное слово покос.)
Расскажите правило о правописании гласных о-а в корнях –кос- - -кас-. Приведите примеры.

Упражнение 2
1)    слегка к..снулся, дикая пор..сль, могучее р..стание;
2)    нал..жил запрет, предл..гали должность, к..сательная линия;
3)    к..саться дна, к..сается раны, нежно прик..снулся;
4)    к..сой дождь, к..снется в разговоре, к..сается в беседе.
У ч и т е л ь. Прочитайте написанные ряды словосочетаний. Исключите из каждого ряда одно словосочетание по двум признакам одновременно. Назовите признаки, в соответствии с которыми вы будете исключать словосочетания.
(Первый признак – состав словосочетания. Второй – наличие определённой орфограммы в одном из его слов.)

Учитель. Какое словосочетание можно исключить из первого ряда?
(Из первого ряда можна исключить словосочетание слегка коснулся. Оно состоит из глагола и наречия, а остальные – из существительного и прилагательного. В корне –кос- слова коснулся есть чередующаяся  гласная. Это гласная о, так как после корня нет суффикса а. В словах поросль и растение чередующаяся гласная в корне –рос- - -раст-. В слове поросль пишется гласная а, так как стоит перед –ст. В слове растение пишется гласная а, так как она находится перед –ст. – Аналогичным образом осуществляется работа с остальными рядами слов. Повторяется правило о правописании гласных о-а в корне –кос- - -кас-.)
У ч и т е л ь. Перечислите исключенные словосочетания. Назовите то из них, в котором большее количество непарных звонких согласных звуков.
(Исключенные словосочетания: слегка коснулся, касательная линия, нежно прикоснулся, косой дождь. В словосочетании нежно прикоснулся большее количество непарных звонких согласных.)
Какое из восьми слов в мсключительных словосочетаниях вы могли бы выделить и почему?
(Можно выделить слово дождь. В нём звуков меньше, чем букв. Можно выделить слово линия. В нём звуков меньше, чем букв. Можно выделить слово линия. В нём все согласные непарные, звонкие, мягкие. И т.д.)

Упражнение 3 (на карточке)
1.     Предл..гаем их далеко не полный перечень: картофель, ландыш, белладонна, чистотел, молочай.
2.     Ядовитые растения обладают множеством полезных свойств.
3.     Если смоченная соком белладонны пуховка к..снётся щёк, то на них появится красивый румянец.
4.     Целебные свойства ландыша прежде всего к..саются заболеваний сердца.
5.     Что к..сается картофеля, то его ценные качества известны многим: вкусный продукт с большим количеством витаминов и минералов.
6.     Но обращаться с ядовитой флорой надо очень аккратно: даже прикосновение к некоторым из них может иметь самый неблагоприятный исход.

У ч и т е л ь. Прочитайте написанные на карточках предложения. Составьте из них текст. Порядок следования первых двух предожений в нём вам поможет определить преобладающая орфограмма в первых двух рядах предыдущего упражнения. Второе из найденных предложений и общий смысл подскажут последовательность остальных. (Коллективно в устной форме составляется текст, затем записывается.)

Правильный вариант:
Ядовитые растения обладают множеством полезных свойст. Предлагаем их далеко не полный перечень: картофель, ландыш, белладонна, чистотел, молочай. Что касается картофеля, то его ценные качества известны многим: вкусный продукт с большим количеством витаминов и минералов. Целебные свойства ландыша, прежде всего, касаются заболеваний сердца. Если смоченная соком белладонны пуховка коснётся щёк, то на них появится красивый румянец. Но обращаться с ядовитой флорой надо очень аккуратно: даже прикосновение к некоторым из них может иметь самый неблагоприятный исход.

Учитель. Назовите слова с корнем –кос- - -кас-, объясните их написание.
Назовите слова, в которых пишется буква а, но она является другой орфограммой, чем в корнях –кос- - -кас-.
Отметьте все известные вам орфограммы, имеющиеся в словах простого предложения с однородными членами.
Назовите формы одного и того же слова, которые выполняют роль сказуемого в двух предложениях и в которых все согласные глухие. (Касаются, касается.)

V. Итог урока

У ч и т е л ь. С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке? (С правописанием гласных о-а в корне –кос- - -кас-.)

У ч и т е л ь. Расскажите это правило. Приведите свои примеры. (Выполнение задания. Оценивание деятельности учащихся на уроке.)












ТЕМА. БУКВЫ О И А
В КОРНЕ –ГОР- - -ГАР-

І. Мобилизующий этап

На доске запись:
1)    предпол..жить, предпол..гать, загар;
2)    возр..стной, гореть, отр..слевой;
3)    горелый, прик..сновение, к..сание.

У ч и т е л ь. Прочитайте вслух написанные ряды слов. Выделите в каждом ряду слово по двум признакам одновременно.

Прочитайте слова первого ряда. Скажите, какое слово в нём можно выделить и почему?
(В первом ряду модно выделить слово загар. Это имя существительное, а остальные глаголы. В словах предположить, предполагать безударная гласная пишется в корне –лож- - -лаг-, а в слове загар – в корне –гар.)
У ч и т е л ь. Расскажите о написании безударной гласной в корне –лож- - -лаг-. В качестве примеров используйте слова первого ряда. Назовите слова второго ряда. Какое из них можно выделить и почему?
(Слово второго ряда: возрастной, гореть, отраслевой. Здесь можно выделить слово гореть. Это глагол, а остальные имена прилагательные. В словах возрастной, отраслевой безударная гласная пишется в корне –раст- - -рос-. В слове гореть – в корне гор-.)

У ч и т е л ь. Расскажите правило о правописании безударной гласной в корне –раст- - -рос-. Для примеров используйте слова второго ряда.
Что вы можете сказать о словах третьего ряда?
(Среди слов третьего ряда: горелый, прикосновение, касание – можна выделить слово горелый. Это имя прилагательное, а остальные – имена существительные. В словах прикосновение, касание безхударная гласная пишется в корне –кос- - -кас-, а в слове горелый      - в корне –гор-.)
У ч и т е л ь. Расскажите правило о правописании безударной гласной в корне –кос- - -кас-. Используйте для примера слова третьего ряда.

ІІ. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Назовите выделенные из каждого ряда слова. Скажите, какие гласные и в какой части слова в них пропущены, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Из данных рядов мы выделили слова загар, гореть, горелый. В корне этих слов пропущены гласные о или а. Значит, тема сегодняшнего урока:"Гласные о и а в корне –гор- - -гар-".)

У ч и т е л ь. Отталкиваясь от темы, сформулируйте его цель.
(Цель урока: познакомиться з правилом написания гласных о и а в корне –гор- - -гар-; учиться находить и правильно писать слорва с этим корнем.)

ІІІ. Изучение нового материала

У ч и т е л ь. Приступим к реализации первой цели. Напишите в строчку выделенные в начале урока слова: горелый, гореть, загар. Выделите в написанных словах корень.
Скажите, какое лексическое значение имеют слова горелый, гореть, загар?
(Слово горелый означает "обожжённый огнём, жаром, но окончательно ими не уничтоженный";
слово гореть означает "уничтожаться огнём";
загар – то "смуглый цвет кожи от воздействия жарких лучей солнца".)
У ч и т е л ь. Мы видим, что корень –гор- - -гар- имеет значение "поддаваться воздействию огня, жара". А теперь поставьте в словах горелый, гореть, загар ударение. Определите, от чего зависит чередование гласных о и а в корне –гор- - -гар-. Сформулируйте вывод.
(В корне с чередованием –гор- - -гар- в безударном положении пишется буква о, под ударением –а. – Правило повторяется двумя-тремя учащимися, читается по учебнику.)

ІV. Закрепление изученого

Упражнение 1

1)    прог..рел, выг..рел..;
2)    заг..р, уг..р..;
3)    заг..релый, уг..релый…
Справка: перег..рел, ог..рок, наг..рел, разг..р, обг..рел, перег..р, дог..релый, заг..рел, приг..релый, наг..р, уг..рел.
У ч и т е л ь. Продолжим нашу работу и приступим ко второй цели урока. Прочитайте написанные цепочки слов. Сформулируйте к ним задание.
(Надо продолжить написанные цепочки слов, используя слова для справок.)
У ч и т е л ь. Назовите признаки, в соответствии с которыми надо продолжить данные цепочки слов.
(Эти цепочки слов надо продолжить, учитывая, к какой части речи относятся имеющиеся в них слова и какая гласная пишется в корне.)
У ч и т е л ь. Какие слова можно включить в первую цепочку?
(В первую цепочку можно включить глаголы с гласной о в корне –гор- - -гар-.)
У ч и т е л ь. Напишите эти глаголы, обозначая условия выбора буквы о в корнях слов. (Задание выполняется и проверяется. Аналогичным образом осуществляется работа с остальными цепочками.)
Скажите, что есть общее во всех словах выполненного упражнения?
(Во всех словах есть корень –гор- - -гар- с чередующейся гласной о-а.)
Учитель. Расскажите правило о правописании чередующейся гласной о-а в корне –гор- - -гар-. (Выполнение задания.)
Что ещё можете отметить общее в словах данного упражнения?
(Во всех словах этого упражнения есть приставка.)
Учитель. Расскажитье о правописании приставок в этих словах, сгруппировав их по правилам написания. Ответ начните с группы, к которой относится меньшее количество слов.
Назовите грамматические признаки слов первой, второй и третьей цепочки.

Упражнение 2 (на карточке)
1.     Лежать на печи, как на иголках, прибрать к рукам, не на пожар, болеть душой, одержать верх, кануло в реку забвения, выйти в люди, высоко летать, как попало, пропади пропадом.
2.     Г..ри синим пламенем, как бог на душу пол..жит, много пол..гать о себе, не г..рит, нал..жить лапу, как на г..рящих углях, прол..жить дорогу, быльём пор..сло, пол..жить на лопатки, входить в пол..жение, сидеть сл..жа руки.


 
Образец: лежать на печи – сидеть сложа руки.
У ч и т е л ь. Прочитайте фразеологические обороты под цифрами 1 и 11. Внимательно рассмотрите образец. Сформулируйте к ним задание.
(К фразеологическим оборотам первой группы надо подобрать подходящие по смыслу фразеологические обороты из второй группы, в одном из слов которых есть чередующаяся гласная в корне. Составленные пары написать, вставить пропущенные буквы. – Задание выполняется сначала коллективно, затем индивидуально. Осуществляется проверка. Повторяется правило.)
У ч и т е л ь. В составленные группы из предыдущего предложения добавьте подходящие слова из данного упражнения.

Упражнение 3
Рассвет тяжело разг..рался над гор..дом.

В самом разг..ре стремительное лето.

За ..кном легко несутся ..блака, солнце г..рячими пятнами лежит на куп..лах, летает ..бильный пух от ..дуванчиков.

Нева шла гр..мадой железной в..ды, волны грозно рок..тали около м..стовых, в д..мах г..рели свечи.

Первая зарисовка


 
                        ?

1. [ ].                   2.  [ ], [ ], [ ].      

Вторая зарисовка


 
                        ?

1. [ ].                   2.  [ ], [ ], [ ].     


У ч и т е л ь. Прочитайте написанные предложения. Внимательно рассмотрите схемы. Сформулируйте к ним задание.
(Из данных предложений надо составить две зарисовки, в каждую из которых входило бы одно простое и одно бессоюзное сложное предложение. Зарисовки озаглавить.)
У ч и т е л ь. Какие признаки вам помогут правильно выбрать предложения для
зарисовок?
(Предложения для зарисовок нам поможет выбрать их содержание, формы глаголов.)
У ч и т е л ь. Кто полностью справился с первой зарисовкой?
(Первую зарисовку можно назвать Рассвет над городом".
Рассвет тяжело разгорался над городом.

Нева шла громадой железной воды, волны грозно рокотали около мостовых в домах горели свечи.)
У ч и т е л ь. Что вы можете сказать о второй зарисовке?
(Вторую зарисовку можно озаглавить "Разгар лета".
В самом разгаре стремительное лето.

За окном легко несутся облака, солнце горячими пятнами лежит на куполах, летает обильный пух от одуванчиков.)
У ч и т е л ь. Прочитайте ещё раз составленные зарисовки. Постарайтесь запомнить одну из них. Напишите выбранную зарисовку по памяти.

Расскажите о правописании слов из зарисовок с пропущенными буквами, объединив их по орфограммам.

Найдите предложение, в котором имеется самое большое количество слов, имеющих в своём составе только звонкие согласные.

V. Итог урока

У ч и т е л ь. С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?

(С правилом написания чередующихся гласных о-а в корне –гор- - -гар-.)

У ч и т е л ь. Расскажите правило о правописании гласных о-а в корне –гор- - -гар-.

Повторение правила

Задание на дом

Оценка работы учащихся на уроке



ТЕМА. БУКВЫ О И А
В КОРНЕ –ГОР- - -ГАР-
(ЗАКРЕПЛЕНИЕ)
І.Мобилизующий этап
На доске написаны слова:
к..снуться, заг..рает,сл..гаемое, подг..рает, г..рит.
У ч и т е л ь. Прочитайте вслух написанные на доске слова.

Исключите по одному слова из данного ряда по самостоятельно найденным признакам так, чтобы осталось одно слово. Объясните написание пропущенных букв. Напишите слова в порядке исключения.

(Можно исключить слово слагаемое. Это  имя существительное, а остальные глаголы. В корне –лаг- слова слагаемое пишется гласная а, так как после корня есть суффикс а; можно исключить слово коснуться. Это глагол неопределенной формы, а остальные – глаголы в форме настоящего времени. В корне кос- слова коснуться пишется гласная о, так как после корня нет суффикса а; далее можно исключить слово горит. В нём нет приставки, а в оставшихся словах она есть. В корне гор- слова горит пишется гласная о, так как она находится в безударном положении; можно исключить слово загорает. В нём приставка за, состоит из двух букв, а в слове подгорает – из трёх. В обоих последних словах пишется гласная о, так как она находится в безударном положении.)

ІІ. Формулирование учащимися темы и цели урока

У ч и т е л ь. Учитывая правило, на которое дано большее количество слов в даном ряду, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Большее количество слов дано на чередование букв о, а в корне –гор- - -гар-. Значит тема сегодняшнего урока:"Правописание о, а в корне –гор- - -гар-".)

У ч и т е л ь. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Используйте для этого запись на доске.

Цель: * повторить             …;
* учится применять             …;
* познакомится  с                                    

(Цель нашего урока: повторить правило о правописании букв о, а в корне –гор- - -гар-; учиться применять правило на практике; познакомиться с новым словарным словом.)

ІІІ. Актуализация знаний

У ч и т е л ь. Над реализацией первой и второй цели мы уже начали работать. А теперь расскажите полностью правило о правописании букв о, а в корне –гор- - -гар-. Приведите примеры.


ІV. Тренировочные упражнения
Упражнение 1
1)    спустить шкуру
накормить березовой кашей
  … … 
2)    ни дна ни покрышки
чтоб пусто было
  … …                                                                         2 + 1
3)    выпить чашу до дна
выпить полную чашу
  … … 
4)    не каплет
не на пожар
  … … 
Справка: не г..рит, г..ри синим пламенем, хватит г..рячего до слёз, всыпать горячих.
У ч и т е л ь. Прочитайте фразеологические обороты, справку к ним, рассмотрите дополнительную запись. Сформулируйте задание к упражнению. Не забывайте о теме урока.
(К каждой паре фразеологических оборотов надо добавить подходящий по смыслу третий, в котором должно быть слово с корнем –гор- - -гар-. – Работа выполняется сначала в коллективной, затем индивидуальной форме.)

У ч и т е л ь. Назовите все слова из данных фразеологических оборотов, в которых орфограммой является буква о. Объясните их написание.

V. Словарно-орфографическая работа

На доске запись:
г..рящая недвижимость;
маленький ог..рок;
заг..ревшаяся радуга.
Учитель. Прочитайте данные словосочетания. С их помощью вы определите новое словарное слово. Его первый слог стоит в начале зависимого слова словосочетания, одно из слов которого имеет корень –гар. Назовите этот слог. Обоснуйте свой ответ.
(Первый слог ма-. Он стоит в начале зависимого слова маленький словосочетания маленький огарок. В корне –гар- слова огарок пишется под ударением буква а.)

У ч и т е л ь. Второй слог нового словарного слова является приставкой главного слова одного из словосочетаний. Какой это слог?
(Это слог не-. Он является приставкой главного слова недвижимость словосочетания горящая недвижимость. В корне –гор- слова горящая пишется гласная о, так как ударение на неё не попадает.)

У ч и т е л ь. Третий слог нового словарного слова стоит в начале главного слова словосочетания, в котором слово с орфограммой по теме урока стоит в переносном значении. Какой это слог?
(Это слог ра-. Он стоит в начале главного слова радуга словосочетания загоревшаяся радуга. Здесь слово загоревшаяся употреблено в переносном значении. В нём пишется корень –гор-, так как гласную корня не попадает ударение.)

У ч и т е л ь. Назовите новое словарное слово. (Манера)
У ч и т е л ь. Каково лексическое значение слова манера?
(Манера – это внешняя форма поведения человека или внешняя форма осуществления какого-либо действия.)
У ч и т е л ь. Напишите слово манера в тетрадь, объясните его написание.
Манеры бывают хорошие и плохие. Прочитайте фразеологизмы, написанные на доске, и скажите, о каких манерах в них идёт речь?

Пороть горячку, хватать через край, лезть на рожон.

(Объясняется значение фразеологических оборотов.)

Составьте и напишите предложение, в которое входило бы новое словарное слово и фразеологический оборот, соответствующий теме урока.
(Выполняется задание. Проверяется правильность записи. Повторяется правило правописания о, а в корне –гор- - -гар-.)

VІ. Тренировочные упражнения (продолджение)

Упражнение 2 (на карточках)

У ч и т е л ь. Слово манера имеет ещё одно значение. Вы его определите во время выполнения очередного упражднения. Прочитайте напечатанные на карточках стихотворные строки.

1.     Улыбнулись сонные б..ре..ки
Р..стр..пали ш..лковые косы
Ш..лестят з..леные сере..ки
И г..рят с..ребряные росы.

2.     Г..рит свечи ог..рочек гремит недальний бой.

3.     От жары от злого зноя
           Гимнастерки на плечах  повыг..рали,
           Своё знамя боевое
           От врага солдаты сердцем заслоняли.

4.     В саду г..рит к..стёр р..бины красной
Но никого не может он с..греть.

Определите по манере письма строки стихотворения, которые принадлежат одному и тому же поэту. Назовите автора. Объясните, почему вы так думаете?

(Под цифрами 1 и 4 написаны строки из стихотворений Сергея Есенина. Основное их отличие – наличие метафор, олицетворений.)

У ч и т е л ь. Наличие необычных метафор и олицетворений – особенность письма Сергея Есенина, или его манера письма. Это и есть второе значение нового словарного слова. Напишите в тетрадь есенииские строчки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Расскажите о написании слов с пропущенными буквами, сгруппировав их по орфограмм.
Объясните постановку знаков препинания..
Назовите слова с таким же составом, как в слове березки.

VІІ. Итог урока

У ч и т е л ь. Вспомните цель сегодняшнего урока. Расскажите о её реализации.

Ещё раз расскажите правило о правописании гласных о, а в корне –гор- - -гар-.

Выполнение задания

Обсуждение домашней работы

Оценка деятельности учащихся на уроке 


Тренировочные упражнения по теме "Вводные конструкции"
в 8 классе
КАРТОЧКА 1

Поставь недостающие знаки препинания.
1.     Приходите завтра кстати захватите с собой ваши книги.
2.     Солнце казалось клонилось к закату.
3.     Солнце у горизонта казалось огромным огненным шаром.
4.     Напротив нашего дома строят кажется школу а может быть детский сад.
5.     Сергей напротив все больше замыкался в себе.

КАРТОЧКА 2
Поставь недостающие знаки препинания.
1.     Вы заметно не любитель сложных и длинных рассуждений.
2.     Вы кажется сегодня приехали а может быть еще вчера?
3.     Любовь еще быть может в душе моей угасла не совсемю (А.Пушкин)
4.     Я понятно не мог ему отказать в помощи.
5.     Это произведение понятно и ребенку и взрослому.
КАРТОЧКА 3
Поставь недостающие знаки препинания.
1.     Мы разумеется тотчас же отправились в путь.
2.     Часов в пять вечера я вероятно буду дома.
3.     Кажется вы тоже здесь впервые?
4.     Сереже в сумерках кажется что он почти различает очертания усадьбы.
5.     Анна Сергеевна вижу сумела подобрать весомые аргументы.

КАРТОЧКА 4
Поставь недостающие знаки препинания.
1.     С конца сентября наши сады пустели погода по обыкновению круто менялась. (И.Бунин)
2.     Это новое обстоятельство разумеется тоже не могло прибавить ничего доброго в его раздраженное и гневливое сердце. (Н.Лесков)
3.     Впрочем меня некоторым образом успокоивало то что он с терпением принимал мои дружеские советы. (А.Погорельский)
4.     Ты знаешь наверное все-таки родина не дом городской, где я празднично жил. (К.Симонов)
5.     Во-первых Жухрай из здешних мест во-вторых он слесарь и монтер. (Н.Островский)
КАРТОЧКА 5
Поставь недостающие знаки препинания.
1.     Оба старичка по старинному обычаю старосветских помещиков очень любили покушать. (Н.Гоголь)
2.     До жилья от вырубки было по словам лесника километров пять.
3.     В то время если говорить откровенно мы с ним поссорились и не разговаривали дня два.
4.     По моему мнению этот рассказ самый необычный из всего сборника.
5.     Уже наверно поздно давно должно быть спели петухи. (П.Шубин).

Тренировочные упражнения для 9 класса
Карточка №1
·        Запишите предложение, расставив знаки препинания и пропущенные буквы. Выполните полный синтаксический разбор предложения. Начертите его структурную схему.
Если вы удачно выб..рете труд и влож..те в него свою душу то счастье само отыщет вас. (К.Ушинский)
Карточка №2
·        Переведите предложение на русский язык. Расставьте знаки препинания. Выполните полный синтаксический разбор предложения. Начертите его структурную схему.
Якщо добре працюватимеш честь і славу матимеш. (Народна творчість)
Карточка №3
·        Запишите предложение, расставив знаки препинания и пропущенные буквы. Выполните полный синтаксический разбор предложения. Начертите его структурную схему.
И всюду где только лес был пореже лежали на земле белые холсты лунного света. (В.Катаев)
Карточка №4
·        Установите соответствие между началом и окончанием пословиц. Запишите восстановленные высказывания. Определите виды сложноподчиненных предложений.
1)Если бы не мороз, …                                        а) … то обратно не вернется.
2) Кабы на цветы да не морозы                       б) … да с любимым быть.
3) Хоть себе досадить, …                                в) … то овес бы до неба дорос.
4) Если счастье убегает, …                             г) … тогда глух и нем.
5) Когда ем, …                                                   д) … зимой бы цветы расцветали.
6) Хоть в лесной избушке, …                           е) …а недруга победить

Карточка №1
·        Запишите предложение, расставив знаки препинания и пропущенные буквы. Выполните полный синтаксический разбор предложения. Начертите его структурную схему.
Если вы удачно выб..рете труд и влож..те в него свою душу то счастье само отыщет вас. (К.Ушинский)
Карточка №2
·        Переведите предложение на русский язык. Расставьте знаки препинания. Выполните полный синтаксический разбор предложения. Начертите его структурную схему.
Якщо добре працюватимеш честь і славу матимеш. (Народна творчість)
Карточка №3
·        Запишите предложение, расставив знаки препинания и пропущенные буквы. Выполните полный синтаксический разбор предложения. Начертите его структурную схему.
И всюду где только лес был пореже лежали на земле белые холсты лунного света. (В.Катаев)
Карточка №4
·        Установите соответствие между началом и окончанием пословиц. Запишите восстановленные высказывания. Определите виды сложноподчиненных предложений.
1)Если бы не мороз, …                                        а) … то обратно не вернется.
2) Кабы на цветы да не морозы                       б) … да с любимым быть.
3) Хоть себе досадить, …                                в) … то овес бы до неба дорос.
4) Если счастье убегает, …                             г) … тогда глух и нем.
5) Когда ем, …                                                   д) … зимой бы цветы расцветали.
6) Хоть в лесной избушке, …                           е) …а недруга победить

Интегрированный урок
Вводные и вставные предложения. Знаки препинания при вводных и вставных предложениях
Русский язык. Информатика. 8 класс


Тема: Вводные и вставные предложения. Знаки препинания при вводных и вставных предложениях.
Цель: Дать понятие о вводных и вставных предложениях, знаках препинания при них;
- развивать логическое мышление, умение различать вводные и вставные предложения; прививать навыки работы с компьютером;
- воспитывать самостоятельность, вдумчивость, умение быстро принимать решения.

Ход урока
І. Объявление темы и цели урока, небольшая вступительная беседа:
1.     Какова роль вводных слов и словосочетаний в речи?
2.     В чём особенность произношения вводных слов и словосочетаний?
3.     Как выделяются вводные слова и  словосочетания в письменной речи?

ІІ. А сейчас проверим, как вы сможете применить этот теоретический материал на практике.
Зараз ви пройдете тестування на комп‘ютері. Для цього ми використаємо програму "Школярик". Для її функціонування в локальній мережі необхідно запустити Web-сервер, який знаходиться на комп‘ютері вчителя. Але ця програма мало потужна. Одночасно можуть працювати п‘ять комп‘ютерів. Тому п‘ять груп учнів будуть проходити тестування на комп‘ютері, а інші п‘ять груп працюватимуть на картка. Вам буде запропоновано дванадцять запитань з вибором однієї правильної відповіді. Час на проходження тесту – 5 хвилин. Якщо ви не встигли протягом відведеного часу дати відповіді на всі запитання, то ці запитання будуть вважатись як неправильні. Для запуску тестуючої програми запустіть програму для роботи з Web-сторінками Internet Explorer. В рядку адреса виберіть адресу http://192.168.30.11/Shkolyr/default.asp. У вікні, що з‘явилось уважно прочитайте умови проходження тесту і натисніть кнопку "Далі". Введіть своє прізвище і натисніть кнопку "Далі".
§  Работа в группах:
1 гр. – выполнение теста на компьютере;
2 гр. – работа на карточках. (Приложение №1, №2)

ІІІ. Объяснение нового материала.
Матеріал цього уроку буде подано у вигляді комп‘ютерної презентації, яка створена за допомогою програми Power Point, що входить до складу пакету Office. Знайдіть на робочому столі ярлик "Русский язык_8", установить курсор мишки на нього і двічі клацніть лівою кнопкою мишки. Для прегляду презентації у повноекранному режимі нантисніть функціональну клавішу F5. Щоб перейти до наступного слайду скористайтесь мишкою або клавішами управління курсором.
Помимо использования в речи вводных слов  и словосочетаний отношение говорящего к тому, что он сообщает, могут выражать и целые предложения.
Эти предложения называются вводными предложениями.

Сравните: 1 слайд
(Приложение №3)
Произносятся вводные предложения так же, как и вводные слова и словосочетания, то есть ……….

Поскольку вводные предложения тоже не связаны грамматически с предложением, они должны выделяться знаками препинания.

2 слайд
(Приложение №3)
Вопрос ко 2 слайду:

Какими знаками препинания выделяются вводные предложения?

В русском языке, как и в украинском, кроме вводных конструкций есть ещё вставные.
§  Вспомните из украинского языка, для чего они служат?
А теперь сверьте с русским языком.

3 слайд
(Приложение №3)


4 слайд
(Приложение №3)

§  Откройте 4  слайд, ответьте на вопрос:

В чём отличие от вводных конструкций?

Вставные конструкции никогда не стоят в начале предложения, только в середине или в конце.
§  Какими же знаками выделяются на письме?

5 слайд
(Приложение №3)

§  Итак, ещё раз: как отличить вводные конструкции от вставных?

VІ. Закрепление.
(Приложение №4)

Задание 1:
1 учение из пары – списать предложения с вводными конструкциями;
2 ученик – выписать предложения со вставными конструкциями.


Задание 2:
Игра "Продолжи фразу":
1.     Вводные слова – это …
2.     Не являются членами предложения …
3.     Вводные конструкции на письме выделяются …
4.     Слова, словосочетания и предложения, служащие для выражения добавочного сообщения, называются …
5.     Вставные конструкции всегда находятся в …
6.     Скобками и тире на письме выделяются…
7.     Слова конечно, несомненно, безусловно, бесспорно и т.д. выражают …
8.     Различные чувства выражаем с помощью слов…

V. Подведение итогов.
Домашнее задание на мониторе.
§ 50, упражнение 385 (письменно)































Приложение №1

Т  е  с  т

1.     Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? (уверенность, связь мыслей, чувство радости)
2.     Казалось, дорога вела на небо, потому, что она всё поднималась и пропадала в облаке. (предложение, источник сообщения, связь мыслей)
3.     Кто про дела свои кричит всем безумолку, в том, верно, мало толку. (уверенность, приём оформления мысли, чувство удивления)
4.     Средь гор Кавказских есть, слыхал я, грот, откуда Терек молодой течёт. (неуверенность, обращение к собеседнику, источник сообщения)
5.     Мы с вами попутчики, кажется? (чувство огорчения, уверенность, предложение)
6.     К счастью, на дне оврага грудами лежал песок. (чувство радости, связь мыслей, чувство удивления)
7.     У нас весна, солнышко греет, одним словом, жизнь расцветает. (источник сообщения, способ оформления мысли, уверенность)
8.     Поставить стих на службу человеку – нелегкое, поверьте, ремесло. (предложение, связь мысли, обращение к собеседнику)
9.     Толстой, никогда не постареет. (чувство удивления, обращение к собеседнику, источник сообщения)
10.                       С  песней, всем известно, легче жить и строить. (источник сообщения, чувство радости, уверенность)
11.                       К сожалению, запланированная экскурсия из-за погоды переносится. (уверенность, неуверенность, чувство огорчения)
12.                       К моему удивлению, человек он вполне интеллигентный. (источник сообщения, последовательность изложения мыслей, чувство удивления).

Задание: определить значение вводных слов и словосочетаний.
















Приложение №2


КАРТОЧКА 1

Поставь недостающие знаки препинания.
1.      Приходите завтра кстати захватите с собой ваши книги.
2.      Солнце казалось клонилось к закату.
3.      Солнце у горизонта казалось огромным огненным шаром.
4.      Напротив нашего дома строят кажется школу а может быть детский сад.
5.      Сергей напротив все больше замыкался в себе.

КАРТОЧКА 2
Поставь недостающие знаки препинания.
1.      Вы заметно не любитель сложных и длинных рассуждений.
2.      Вы кажется сегодня приехали а может быть еще вчера?
3.      Любовь еще быть может в душе моей угасла не совсем. (А.Пушкин)
4.      Я понятно не мог ему отказать в помощи.
5.      Это произведение понятно и ребенку и взрослому.

КАРТОЧКА 3
Поставь недостающие знаки препинания.
1.      Мы разумеется тотчас же отправились в путь.
2.      Часов в пять вечера я вероятно буду дома.
3.      Кажется вы тоже здесь впервые?
4.      Сереже в сумерках кажется что он почти различает очертания усадьбы.
5.      Анна Сергеевна вижу сумела подобрать весомые аргументы.

КАРТОЧКА 4
Поставь недостающие знаки препинания.
1.      С конца сентября наши сады пустели погода по обыкновению круто менялась. (И.Бунин)
2.      Это новое обстоятельство разумеется тоже не могло прибавить ничего доброго в его раздраженное и гневливое сердце. (Н.Лесков)
3.      Впрочем меня некоторым образом успокаивало то что он с терпением принимал мои дружеские советы. (А.Погорельский)
4.      Ты знаешь наверное все-таки родина не дом городской, где я празднично жил. (К.Симонов)
5.      Во-первых Жухрай из здешних мест во-вторых он слесарь и монтер. (Н.Островский)

КАРТОЧКА 5
Поставь недостающие знаки препинания.
1.      Оба старичка по старинному обычаю старосветских помещиков очень любили покушать. (Н.Гоголь)
2.      До жилья от вырубки было по словам лесника километров пять.
3.      В то время если говорить откровенно мы с ним поссорились и не разговаривали дня два.
4.      По моему мнению этот рассказ самый необычный из всего сборника.
5.      Уже наверно поздно давно должно быть спели петухи. (П.Шубин).




Приложение №3
1 слайд
Сравните:
Он был, несомненно, добр. – Он был, я уверен, добр.
Он был, по-моему добр. – Он был, я думаю, добр.
 


2 слайд
Знаки препинания.
1.     А вы, я вижу, принципиальный.
2.     Завтра, как сообщают газеты, открывается, художественная выставка.
3.     Есть у нас везде – думалось мне – хорошие люди.
 


3 слайд
Вставные конструкции служат для выражения добавочного сообщения, попутного замечания, уточнения, пояснения всего предложения в целом или его части.

 


4 слайд
Вставные конструкции, в отличие от вводных слов, обычно не выражают отношения говорящего к высказываемому.

 


5 слайд
Знаки препинания при вставных конструкциях.
1.     К этой палочке привязан груз (камень) весом в 3 килограмма.
2.     Беллетристика должна укладываться (в сознании читателя) сразу, в секунду.
3.     перед отъездом я в последний раз пошёл со стариком – его звали Петром Степановичем – на рыбную ловлю.











Приложение №4

Закрепление

1.     Дерсу был, безусловно, прав. По наблюдениям Дерсу, дождь был затяжным.

2.     Едва Алексей (студент) вышел из машины, как его окружили прохожие.

3.     Вот у меня, я думаю, получше глаза.

4.     Три сестры Володи – самой старшей из них было одиннадцать лет – сидели за столом.

5.     Во время болезни, я это хорошо помню, отец весело возился со мной.

6.     Птенчик упал из гнезда – ветер сильно качал деревья аллеи – и сидел неподвижно.



Интересно жить на свете, если знаешь междометья

Урок-игра 7 класс




Урок начинается со вступительного слова учителя о том, что в гости к ребятам должен прибыть посланец страны Междометий. Чтобы встретить его достойно, им необходимо вспомнить слова, которые относятся к этой части речи. Вымполнению задания помогают игры.
Аукцион
Учащиеся по очереди называют междометия. Побеждает тот, кто назовёт своё слово последним.
Ох, ах,эй, увы, эх, ох, стоп! марш!, ау,, алло!, вон!, пли!, тс-с, цып-цып, брр, хе-хе-хе, трах!, бух!, дудки!...
Кто больше
Учитель засекает время (например, 3 мин). Нужно записать как можно больше междометий.
Бац!, бис!, айда!, агу, стоп!, кис-кис, о!, гм!, ну-ка, помилуй!, здравствуй!, привет!, батюшки!, ужас!, то-то, чёрт возьми!, браво!, караул!...

После этой небольшой разминки в класс входит подготовленный заранее ученик, мсполняющий роль посланца страны Междометии. Он читает стихотворение А.Тетивкина "Междометие":
"Мне, - сказало Междометие, -
Интересно жить на свете:
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрёк, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет.
Те, кого охватит страх,
Произносят слово "Ах!".
У кого тяжёлый вздох,
Произносят слово "Ох!".
Кто встречается с бедой,
Произносит слово "Ой!".
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово "Эй!".
У кого захватит дух,
Произносит слово "Ух!".
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья!"
Гость задаёт семиклассникам вопросы: Что называется междометием? Что оно выражает? Какую роль в предложении может играть? Чем отличается от самостоятельных и служебных частей речи?
После ответов на вопросы проводится объяснительный диктант (записать текст, правильно расставить знаки препинания, объяснить правописание междометий).
Я – самое важное слово. В разговоре без меня не обойтись, потому что я чувства всякие и настроения выражаю. Больно кому – он кричит: "Ай-ай-ай!". Весело – смеётся: "Ха-ха-ха!", "Хи-хи-хи!".  Встретились двое – сразу ко мне за помощью: "Здравствуй! Привет! Спасибо! Пожалуйста!". Чуть что случилось – говорят: "Дело – табак!", "Крышка!" И все эти ага, угу, ох, ах и им подобные – мои родные братцы.
Гость рассказывает о том, что многие из междометий употребляются в речи человека как показать его вежливости. Чтобы проверить, знают ли эти слова ребята и умеют ли ими пользоваться, предлагается следующее задание:
1.     Написать сочинение-миниатюру на тему "Волшебные слова".
2.     Составить диалог на тему "Разговор по телефону".
Далее класс делится на три команды (по количеству рядов). Представители каждой из них у доски делают синтаксический разбор предложенией, определяя, какими членами являются междометия.
1.     А мой председатель Чеснок ого-го… (А.Корнейчук.) 2. Далече грянуло "ура". (А.Пушкин). 3. От "ура" дрожали стены.
Для закрепления материала проводится самостоятельная работа: из стихотворения Ц.Ангелова, которое можно найти в учебнике русского языка для 7-го класса, выписать все междометия.
Заканчивая урок-игру, учитель предлагает школьникам отгадать шараду.
1.     Один из слогов существительного метеор.
2.     Корень глагола ждать.
3.     Окончание имени существительного мужского рода в творительном падеже единственного числа.
4.     Окончание глагола 1 спряжения в 3-м лице единственного числа настоящего времени.
5.     Суффикс и окончание существительного величие.
Целое: название слова, которое выражает чувства, переживания, побуждения, но не называет их.
Ответ: ме-жд-ом-ет-ие.
В заключительном слове посланец страны Междометии просит школьников почаще пользоваться словами "здравствуйте", "пожалуйства", "спасибо". И не забывать о том, что существуют ещё слова-паразиты "угу", "ага" и другие, от которых необходимо избавляться.
 














Элементы
занимательности как
средство развития
 познавательного интереса






















с.Пархомовка, 2018





Вступление
Важнейшей задачей, которая стоит сегодня перед учителями-словесниками, является поиск путей повышения орфографической и пунктуационной грамотности учащихся. Особенно эта проблема актуальна в условиях уменьшающегося количества часов на изучение русского языка. В этой связи необходимо искать пути повышения интереса к изучению русского языка.
Понятно, правило не переходит автоматически из головы учителя в голову ученика. В процессе усвоения знаний происходит переработка, обобщение и применение их на практике. Учителю предстоит задача пробудить интерес к получению знаний, поддерживать умственную активность учащихся на протяжении урока.
Путь реализации этой задачи один – заинтересовать ребят учёбой, добиться, чтобы процесс познаний доставлял им радость. Во многом решить эти задачи помогает использование игровых элементов на уроке, особенно в 5 и 6 классе. Одним из видов такой работы является использование зарифмованных грамматических правил.
Думаю, что подобранные примеры помогут учителю русского языка заинтересовать учащихся изучаемым правилом, добиться лучшего запоминания и применения на практике.

Как добиться, чтобы каждый урок русского языка был интересным, чтобы на нем царила творческая атмосфера, способствующая активному усвоению материала? Как развивать и углублять интерес школьников к учению? От решения этих вопросов во многом зависит результативность нашей работы.
Желание познать изучаемое, быть внимательным и пытливым, трудиться на уроке должно воспитываться у учащихся систематически.
Изучая род и число имён существительных (5 класс) говорю ребятам: - Знаете ли вы, что есть такие языки, в которых, в отличие от нашего, только два рода или, наоборот, четыре, а в других, например, в английском, все слова "никакого" рода. А задумывались ли вы над тем, какого рода, например, ножницы, очки, сани? Между тем сто лет назад ученикам приходилось ломать над этим голову, так как в зависимости от рода менялось окончание согласующегося с ним прилагательного во множественном числе, и надо было писать вороные кони, но красныя девицы  Прежде, чем написать сени новые, кленовые, нужно было установить, какого рода слово сени. Следовало вспомнить, что это множественное число от сень – навес, крытое крыльцо, галерея – женского рода, значит, во множественном писали сени новыя, кленовыя.
Много интересных, полезных сведений можно найти в книгах Льва Успенского "Слово о словах", "Почему не иначе", "Ты и твоё имя". Обращение к фактам истории языка способствует прочному усвоению материала.
Полезны, особенно на уроках закрепления и обобщающего повторения, элементы игры. Например, ученики лучше запоминают правописание о, е после шипящих и ц  в окончаниях имен существительных, если провести игру "Чьи трофеи богаче". На доске написано: Родник иначе называют ключом, луну – месяцем... З а д а н и е: продлить словосочетания. Класс делится на две группы, одна подбирает существительные, в которых после шипящих и ц пишется е, другая – о. Побеждает та, чьи "трофеи" богаче. Выглядят они, например, так:

1.   Картину природы иначе называют пейзажем, хлопчатобумажную ткань – ситцем, небольшой лес – рощей, узкий обод – обручем, учебное заведение – училищем, место отдыха – дачей, обрыв – кручей, углубление с водой – лужей.
2.   Ребенка иначе называют малышом, книжную полку – стеллажом, доктора – врачом, ступени у дома – крыльцом, сосуд с ручкой – ковшом, постройку из жердей и веток – шалашом и т.д.

Для закрепления навыков употребления предлогов из, с, а также  некоторых форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах предлагаю игру под названием "Помогите товарищу пойти в театр".
В начале урока сообщаю, что Петя получил записку от брата такого содержания (текст записан на доске):

Сегодня у нашей мамы много делов: она собирается убрать из балкона макулатуру, повесить на окна новую тюль, сварить яблочную повидлу, заштопать несколько пар чулков и носок. Когда ты  вернешься со школы, пока еще небольшие очередя, побывай в магазинах и купи пачку макаронов, несколько яблоков, пять килограммов картофеля, несколько корней петрушки, черное кофе и яичную шампунь. По возвращении домой приготовить салат из помидор и сок из апельсин.
Условие такое: если Петя исправит все замеченные им ошибки, то половину поручений возьмет на себя брат, следовательно вся семья успеет собраться в театр. Предлагаю ребятам помочь Пете сделать нужную правку. Задание вызывает в классе деловое оживление, стремление выполнить быстрее и лучше.
Активизируют мыслительную деятельность школьников также загадки-шутки, скороговорки, чайнворды, кроссворды, грамматическое лото. Например, при изучении темы "Алфавит" (5 класс) можно предложить учащимся загадки-шутки "Звуки и буквы":
Какой алфавит состоит из шести букв? (азбука).
Из названия, каких двух букв можно приготовить вкусную пищу? (ка-ша).
Названия, каких трех букв составляют целую эпоху? (э-ра).
Какие слова состоят из ста согласных? (стол, стог, стон, стоп).
Ты меня, наверное, знаешь, я сказки Пушкина герой, но если л на с сменяешь, сибирской стану я рекой (Елисей – Енисей).

С б смертельна я бываю,
С м меха я пожираю,
С р актеру я нужна,
С с для повара важна.
           (боль, моль, роль, соль)

Когда я с д, меня сорвут,
Когда я с т, на мне плывут.
                    (плод, плот).

Чтоб отгадать, имей терпенье,
С л – часть лица, а с б – растенье.
                    (лоб, боб)
С м я в море,
С в я в поле,
С п я в доме,
С г – в футболе.
                    (мол, вол, пол, гол)

При изучении словообразования можно, к примеру, предложить учащимся прослушать отрывки из стихотворений и выписать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Никакой я не цыплёнок.
Мама – цапля,
Сын – цаплёнок.
Дальше, дальше кромкой тонкой
Наш заплыв и наш полет,
Станет он домашним льденком,
Лед!
Каждый маленький рисенок,
Что на цыпочки встает
Смотрит в страхе, как ребенок,
Не летит ли самолет.

Со словами цапленок, льденок, рисенок (маленький стебелек риса) ребята встречаются впервые. Определив их лексическое значение, ученики подчеркивают художественно-изобразительную роль в тексте новообразований с суффиксами субъективной оценки.
Иногда можно использовать зарифмованные грамматические правила, которые хорошо воспринимаются учениками.
С целью лучшего усвоения материала по теме "Словосочетание" учитель может использовать многостишие:
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нём ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нём слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто же кто есть – без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идёт
К зависимому слову,
И никогда – наоборот.
Запомни как основу.

Желательно, чтобы на доске до начала объяснения нового материала были написаны примеры словосочетаний: родная школа, учиться в школе, интересно рассказывать и т.д. Внимательно ознакомившись со стихотворением, заготовленным в виде таблицы, учащиеся без труда смогут ответить на  вопросы учителя: Почему в словосочетаниях права у слов не равны? Из каких слов состоит словосочетание? Как они называются? От какого слова к какому нужно ставить вопрос?, а также определить в записанных на доске примерах главное и зависимое слово, поставить вопросы от главных к зависимым.
"Виды предложений по цели высказывания". Обычно неплохо различая  предложения по цели высказывания, учащиеся часто забывают их названия. Запомнить термины помогут строки:
По цели всегда различай предложение:
В повествовательном – сообщение,
Вопрос в вопросительном
                          (Дашь ответ?),
А в побудительном – просьба, совет.

При изучении второстепенных членов предложения




Дополнение

Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их, без промедления
Тут же отыщутся дополнения.

Учащиеся вспоминают все косвенные падежи, вопросы к ним и после знакомства со стихотворением смогут легко сказать: На какие вопросы отвечает в предложении дополнение? Что обозначает дополнение? Какое слово выступает в роли дополнения в первом предложении стихотворения?
Учителю нужно только предварительно объяснить, как принято подчёркивать дополнения.
Определение

Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.

В о п р о с ы  учителя могут выглядеть так. Что обозначает определение? На какие вопросы определение отвечает? Как подчёркивается определение в предложении?
Наибольшую трудность для учащихся составляет запоминание вопросов, на которые отвечает обстоятельство. Преодолеть её поможет маленькое стихотворение:

Обстоятельство

На вопросы: Где? Когда?
Как? Откуда? и Куда?
Обстоятельство ответ
Даст тебе всегда.

Начиная изучение раздела "Фонетика" , целесообразно ознакомить учащихся с его целью и задачами. Потом предлагается небольшое стихотворение:

Когда с тобой мы слово пишем,
Его в уме мы как бы слышим.
Когда же люди говорят,
То произносят звуков ряд.
А изучает их, заметь-ка,
Раздел грамматики – "Фонетика".

В о п р о с ы  учителя: Что такое фонетика? Что она изучает?

 

 Алфавит

Что такое алфавит?
Вам, ребята, он известен.
Буква в нём всегда стоит
На своём особом месте.
Учим, учим назубок
Алфавит мы дружно,
Чтобы он найти помог
В словарях, что нужно.
Это восьмистишие поможет усвоить правильную постановку ударения в слове алфавит, а также ответить на  в о п р о с: Зачем же всё-таки нужно запоминать буквы по порядку?
              
                               Слог, ударение

На листья делится листва,
На слоги делятся слова.
Мы в слове слог ударный
Найдём элементарно.
Тот слог ударным мы зовём,
Запомни, если хочешь,
Который мы произнесём
Сильнее всех и громче.
В четверостишии, которое учитель может предложить для знакомства с разделом "Лексика", рассказывается о разных сторонах изучения этой темы: информация о словаре, лексическом значении слова и, конечно, определение самой лексики как раздела науки о языке:
Коль хочешь узнать ты значение слова,
Словарь открывай под названьем "Толковый".
В нём на страницах большая страна,
Лексикой, школьник, зовётся она.
Далее, чтобы не повторяться, я приведу лишь тексты стихотворений, не сомневаясь, что учитель, пожелавший воспользоваться ими, сам решит, на чём именно акцентировать внимание учеников.

Прямое и переносное значение слов
Железную подкову кузнец ковал коню.
Я в человеке волю железную ценю:
Хоть звона наковальни не слышала она,
Но, как железо, прочной и крепкой быть должна.

        Омонимы
Различен смысл в словах. И что же?
Как близнецы, они похожи.
Груз подаёт подъёмный кран,
И воду льёт в квартире кран.

     Синонимы
Слова-синонимы
Всегда близки по смыслу,
Разнятся лишь оттенками подчас.
Родимый край – Отечество – Отчизна.
Как много в них священного для нас!

    Антонимы
Минус-плюс, огонь-вода,
Дерзкий-осторожный.
Все антонимы всегда
Противоположны.

    Состав слова
Та слова часть, что изменяется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.

     Корень
Корень слова – главная значимая часть.
Родственные связи дарят корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.

                 Суффикс
За Корнем Суффикс
Обогрел местечко,
Не словом угодил,
А лишь словечком.
Река большая превратится в речку,
Лес – в лесника,
А печь – всего лишь в печку.

          Приставка
У Корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая – приставка,
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед

           Разбор слова по составу
Школьник, при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.

  Одним из эффективных средств воспитания познавательного интереса к изучению русского языка является этимологический анализ. История возникновения слова, зачастую необычная для учащихся (копейка от копье), неожиданные родственные связи (акварель – акваланг – аквариум), открытие новых образных граней (аква в переводе с греческого означает вода) – все это воздействует не только на ум, но и на чувства, обостряет желание узнать, постичь, запомнить, обратиться при необходимости к дополнительной литературе: словарям, справочникам и по., развивает у школьников языковое чутье.


Немає коментарів:

Дописати коментар